Мелизмы - что это и как их петь

Умение петь не ограничивается простым попаданием в ноты, но и заключается в способности придать музыкальному произведению эмоциональную выразительность и по-настоящему особенное звучание.

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Но и ничего не делать — ошибка» — Эмиль Кроткий.

В искусстве вокала ключевым элементом, раскрывающим индивидуальность и мастерство исполнителя, являются мелизмы.

Что такое мелизмы?

Мелизмами называют вокальные украшения. Они не меняют ритмический рисунок и темп песни, но добавляют в звучание нечто похожее на сплетенное из звуков тончайшее кружево.

Чтобы добиться такого эффекта вокалист «вплетает» в отдельные слоги текста несколько звуков мелодии, преимущественно исполняемых на одном дыхании.

Мелизм — это «приправа», которая добавляет разнообразие и эмоциональный оттенок к вокальному исполнению.

Мелизмы сегодня принято делить на академические и эстрадные. Академические — сложная тема, и ее в этой статье мы затрагивать не будем. Сосредоточимся на эстрадных мелизмах, которые хоть и встречаются чаще всего в джазе, классических напевах соула и зажигательных песнях жанра R&B, могут иметь гораздо более широкое применение.

«Звездные» мелизмы. Как поют их популярные вокалисты?

Мелизмами украшают свое звучание многие известные вокалисты. В их числе: Уитни Хьюстон, Рианна, Полина Гагарина и Кристина Агилера. Рассмотрим, какие приемы особенно любят эти популярные исполнительницы.

Рианна в «Unfaithful» активно пользуется таким приемом, как форшлаг. Его же в своей известной песне «Hurt» использует другая звезда мировой поп-сцены — Кристина Агилера.

Из российских популярных вокалисток больше всего мелизмов в активе у Полины Гагариной. Возьмем для примера «Колыбельную». В ней певица демонстрирует мордент. Его же в «I Will Always Love You» можно услышать в исполнении Уитни Хьюстон. А чтобы вы не думали, что мордент и мелизмы в целом — исключительно женский «инструмент», обратите внимание на то, как поют Алексей Чумаков и гений мелизматики Стиви Уандер.

Виды существующих мелизмов

Вокальных украшений немало, и попытка описать все из них в мельчайших подробностях займет очень много времени. Кроме того, лучше слушать, чем читать и представлять. Особенно, если вы хотите понять, как петь мелизмы, а не просто интересуетесь теорией для общего развития.

Тем не менее самые популярные виды мелизмов мы разберем в деталях, а именно: форшлаг, мордент и трель. Вместе с этим я приведу некоторые примеры мелизмов — самых узнаваемых и популярных.

Форшлаг — самый простой мелизм, представляющий собой пару нот с усилением на одну из них.

Примеры исполнения:

  • Рианна — Higher,
  • Cranberries – Ode to my Family,
  • Кристина Агилера — Merry Christmas

♫ Cranberries – Ode to my Family

Основные отличия: форшлаги бывают короткими и долгими, но всегда неизменно пропеваются перед основной нотой в контрасте с ней.

Мордент — звучит так, будто звук раскололся на три, и середина явно выделятся на фоне начального и конечного звучания своей высотой. В морденте «выпадающая середина» может быть выше или ниже звучания основной ноты, а акцент всегда смещается в начало.

Примеры исполнения:

  • Кристина Агилера — I Turn to You,
  • Уитни Хьюстон — I Will Always Love You.

♫ Уитни Хьюстон — I Will Always Love You

Основные отличия: морденты делают звучание легче, добавляют в композицию стилевой окраски под старину, что при этом никак не портит современную эстраду и скорее выделяет использующего прием вокалиста среди прочих.

Трель — быстрое чередование двух коротких звуков, как в песне Трубадура из советского мультфильма про приключения Бременских музыкантов.

Пример исполнения:

  • Beyoncé — Love On Top

♫ Beyoncé — Love On Top

Основные отличия: трели зачастую не так просто вписать в эстрадное исполнение, зато там, где они уместны, появляется натуральность, природность, живость и отсылка к романсам с их красотой и самобытностью звучания.

Как научиться петь мелизмы правильно?

Чтобы усвоить мелизмы важно развивать подвижность голоса и экспериментировать со звучанием. Упражнения на подвижность следует включать в регулярную программу, равно как и практикующих мелизмы исполнителей в свой плейлист.

Причем подпевать тоже нужно правильно: сначала слушать, потом замедлять, вникать в суть, пошагово тренировать и только после пробовать повторять самостоятельно.

Как и в любом новом деле — чтобы освоить мелизмы — потребуется запастись терпением и подналечь на практику. Начинаем с разогрева голоса и выбора подходящей композиции, а затем:

  • Анализируем выбранную песню. На этом этапе прослушать оригинал придется несколько раз. Важно понять ритм, интонацию и общий стиль исполнения. После этого приступайте к разбору текста: найдите, где именно в песне находятся мелизмы и какие ноты они включают.
  • Повторяем простые мелизмы. Постарайтесь скопировать самое легкое и короткое на ваш взгляд вокальное украшение: для этого можно специально замедлить песню на этом моменте, может даже зациклить, чтобы верно пропеть и поймать правильную тональность. Не торопитесь сразу воспроизводить сложные и длинные мелизмы; двигайтесь от простого к сложному.
  • Корректируем технику дыхания. Правильное дыхание необходимо при исполнении мелизмов. Убедитесь, что вы верно его используете, не задыхаетесь и можете контролировать интонацию и длительность нот.
  • Записываем свое исполнение. После небольшой практики и «настройки» правильного дыхания, запишите свое исполнение на диктофон — это поможет отслеживать прогресс и находить слабые места в исполнении, над которыми нужно будет еще поработать.
  • Уделяем время занятиям регулярно. Систематическая практика — залог отличного результата. Тренируйтесь усердно, но избегайте переутомления.

Мелизмы в вокале интересны тем, что находятся на стыке ритма и мелодии. Отсюда следует, что вокалисту придется находить время на их практику на разных гласных, стилях и ритмах. Лучше всего для этого брать композиции из gospel, R&B, jazz и soul.

Чего стоит избегать во время пения?

В процессе овладения приемами мелизматики главное понимать принципы звучания вокального приема. Просто повторить не так сложно, но пользоваться такой вызубренной техникой не получится. Мелизмы нужно уметь уместно вставлять, дозировано использовать и делать это так, чтобы не перенапрягаться. В комплексе это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Отсюда и распространенная ошибка новичков — натужно повторять вокальные узоры Уитни Хьюстон, разрывая связки, но получать от этого только проблемы со звучанием и переутомление.

Не перебарщивайте с мелизмами

Мелизмы — мощное средство выразительности, но, как и любой другой вокальный элемент, их следует использовать с умом.

Иногда не совсем понятно, где та самая грань, ступая за которую вместо приятного слуху вокального украшения мы скатываемся в неуклюжую какофонию.

Чтобы понять, не перебарщиваете ли вы с вокальными украшениями, попробуете проанализировать:

  • Не теряется ли смысл текста? Дело в том, что чрезмерное использование мелизмов может затруднить понимание текста песни, особенно если они становятся слишком сложными или частыми.
  • Не становится ли песня монотонной? Если большинство фраз в песне «украшены», вы добьетесь прямо противоположного эффекта — все они станут безликими. Расставьте только несколько фраз-акцентов: разнообразие в исполнении важно для создания интересного и динамичного звучания.
  • Не «размываются» ли эмоции? Использование мелизмов для едва ли не каждого слова может привести к потере эмоциональной глубины. Некоторые моменты в тексте могут требовать более простого и прямого исполнения для передачи эмоций.

Использовать мелизмы можно и нужно: главное знать меру. Секрет удачного исполнения в том, чтобы учитывать свои вокальные возможности и выдерживать заданный стиль/настроение исполняемой композиции.

Научиться петь может каждый

Помогу в обучении пению каждому желающему, вне зависимости от возраста и уровня подготовки, приверженцам всех музыкальных стилей и мировоззрений

Комментарии и консультации (0)
Ваши вопросы или мнение о публикации
Оставить комментарий